В Камчатском институте развития образования состоялся вебинар «Школьная медиация: пути интеграции в систему воспитания образовательных учреждений».
Участниками вебинара стали заместители директора по воспитательной работе, педагоги, социальные педагоги, педагоги-психологи образовательных организаций Камчатского края. В работе приняли участие 50 человек.
В последние годы на фоне социального напряжения и возросшей конфликтности значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Такая среда может быть создана людьми, у которых сформированы готовность к построению конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях. На вебинаре обсудили, как формировать такие умения и в целом коммуникативную культуру у обучающихся.
Старший преподаватель кафедры педагогики, психологии, дополнительного и специального образования Камчатского института развития образования Татьяна Синюшкина рассказала о возможностях восстановительного подхода в формировании культуры отношений в образовательном пространстве. Также о деятельности школьной службы примирения, которая является средством реализации восстановительного подхода, содействуя формированию у участников конфликта способности самим найти решение, которое всех устроит, без мести, причинения вреда, обесценивания, изгнания, наказания.
«Служба является каналом трансляции норм, эталонов и образцов поведения, имея в своем арсенале широкий круг методов «оздоровления» атмосферы отношений: это «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «школьная конференция», «круги сообщества» и другие», – отметила Татьяна Синюшкина.
Преподаватель кафедры педагогики, психологии, дополнительного и специального образования Института Ольга Милостяк рассказала о возможностях восстановительного подхода в формировании сплоченного классного коллектива. Дала ответы на вопросы о том, как интегрировать метод школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания и может ли стать деятельность школьной службы примирения воспитательным ресурсом в образовательной организации.
Интеграция восстановительного подхода в воспитательную систему школы обогащает воспитывающую среду, усиливает ее воспитательное воздействие.
Концепция восстановительного подхода напрямую соотносится с идеями педагогики сотрудничества и гуманизацией взаимоотношений во взросло-детских общностях, отраженных в Примерной программе воспитания, которую будут реализовывать все образовательные организации с 1 сентября 2021 года.
Слушатели познакомились с опытом эффективного применения элементов восстановительных программ на примере одного из классных коллективов Камчатского края.
Кафедра педагогики, психологии, дополнительного и специального образования ведет систематическую работу по внедрению восстановительных практик в образовательные организации.
Ежегодно организуются курсы, научно-практические семинары, вебинары для педагогов, желающих овладеть методом медиации, восстановительными технологиями разрешения конфликтов.
В настоящее время в крае сформировался опыт деятельности школьных служб примирения. Базовой площадкой по обмену опытом и обучению медиации стала петропавловская школа № 7, педагогический коллектив которой реализует восстановительный подход с 2010 года.
Следует отметить, что сегодня руководители образовательных организаций понимают важность этой работы и активно создают службы примирения, содействуют их развитию. Так, они уже действуют в вилючинских школах № 1, 2 и 9, в Пионерской школе Елизовского района, в петропавловских школах № 1, 17 и 36.